Берегите нашу планету! |
конкурсная познавательная игра для уч-ся 2- 4 классов Цель: 1.Углубить знания о природе. 2. Развивать мышление, выявлять отрицательное и положительное влияние человеческой деятельности на окружающую среду. 3. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней через книгу. Ход мероприятия Ведущий: Жить в зеленом мире этом Хорошо зимой и летом! Жизнь летает мотыльком, Шустрым бегает зверьком, В облаках кружится птицей, Скачет по ветвям куницей. Жизнь прекрасна! Жизнь вокруг! Человек – природе друг! (под музыку показ слайдов о природе) Ведущий: Здравствуйте! Дорогие ребята, приветствуем Вас на очередном занятии нашей школы. Сегодня у нас очень интересная тема: «Берегите нашу планету!» Ребята, Вы, наверное, догадались, о чем пойдет речь? (ответы ребят). Да, о природе. О ее защите, об экологии. Ни леса, ни речки не могут сами позаботиться о себе. Не могут защитить себя ни птицы, ни насекомые, ни мелкие зверушки. С чего же начать? С самого простого. Увидели в лесу или на берегу мусор приберите его, закопайте в землю там, где можно, аккуратно сожгите то, что горит. Не ломайте веток, а тем более верхушек молодых деревьев, не вытаптывайте молодую поросль, не уносите с прогулок охапки цветов. Берегите птиц, муравьев, всех животных. Первое, с чего начнешь дружбу с природой, будет то, что ты не принесешь ей вреда. Человеку нужно дружить с природой. Есть такая наука – ЭКОЛОГИЯ. Кто из вас ребята знает, что означает это слово? (дети отвечают). Экология изучает взаимоотношения человека с окружающей средой. А что такое окружающая среда? Это и есть природа. Прежде, чем мы начнем наше занятие, я хочу вам сказать, что, кто правильно будет отвечать на наши вопросы, получит экорубли. В конце мероприятия, того, кто больше всех наберет экорублей, ждут сюрпризы. А пока продолжаем… Ребята, но кто еще нам поможет разобраться с этой наукой? Давайте-ка позовем на помощь Фею Экологию (появляется под музыку). Фея Экология: Здравствуйте, ребята! Я пришла к Вам на урок, чтобы рассказать Вам о больших проблемах, проблемах в природе. И чего только люди не выдумали, чтобы облегчить и улучшить жизнь на Земле: и удобрения, чтобы собирать большие урожаи, и смертоносные яды, чтобы убивать насекомых-вредителей, и автомобили, заполонившие наши улицы. Люди научились в громадных количествах добывать из земных недр полезные ископаемые – уголь, нефть. Реки перегородили плотинами, и там, где были луга, появились водохранилища. На месте бескрайних лесов построили города, заводы, дороги. Люди так увлеклись улучшением своей жизни, что не заметили, как в реках стало меньше рыбы, а в лесах птиц, зверей. Рыба погибла, отравившись стекающими с полей ядохимикатами, грязными стоками городов и заводов. Яды убивали насекомых на полях, но заодно губили птиц и зверей. Леса вырубаются, поэтому животным и птицам трудно найти еду и убежище. Они погибают. Воздух в городах стал грязным из-за выхлопных газов автомобилей и дыма заводов. Не только на улицах, но и вдоль дорог, в лесах и на берегах рек и озер появились кучи мусора. Ведь многие люди, и в том числе дети, выбрасывали себе под ноги обертки конфет, бумаги, бутылки. Они не задумывались о том, что, например, стекло и пластмасса останутся мусором на долгие годы, природа сама не сможет их переработать. Планета наша весьма загрязнена, но мы еще не осознали всей опасности для жизни на огромной мусорной куче. Мы-то на ней пока кое-как живем, но смогут ли жить наши дети? Земля наша тяжело и неизлечимо больна. Многие исследователи и ученые считают, что еще можно остановить течение болезни. Главное - изменить свое отношение к природе. Все знают, что за здоровье Земли в ответе каждый город и каждый населенный пункт, каждая семья и каждый человек в отдельности. Ребята, давайте расскажем, как мы с вами в нашем городе охраняем свою родную природу. (ответы детей) Ведущий: Эта проблема, Фея, волнует не только тебя, но и всех нас, всех людей на свете! Ну, а сейчас, давайте проведем интеллектуальную разминку, называется она: «Птицы».(слайд) Задание: Послушайте внимательно стихотворение про птиц. Если я назову не птицу, хлопните в ладоши. Договорились? 1.Прилетели птицы: 4. Прилетели птицы: голуби, синицы, голуби, синицы, муха и стрижи. (хлопок) болтики, кукушки…(хлопок) Ведущий: Что, болтики не нравятся? Уберем! Гаечки, кукушки… А теперь что сигналите? Гаечки – это как раз птички. Вам штрафное очко. 2.Прилетели птицы: 5. Прилетели птицы: голуби, синицы, голуби, синицы, аисты, вороны, гаечки, кукушки галки, макароны!(хлопок) 3.Прилетели птицы: 6. Прилетели птицы: голуби, синицы, голуби, синицы, страусы, стрижи. (хлопок) чибисы, стрижи, гаечки, чижи, аисты, кукушки, даже совы-сплюшки… Ведущий: А что сигналите? Не плюшки, а совы – сплюшки: лебеди и утки – Вот спасибо шутке! Лиса: (вбегает запыхавшаяся лиса, лапка одна перевязана) Здравствуйте, здравствуйте. Я очень тороплюсь, вот отдохну… Фея Экология: А куда ты так торопишься, Лисонька? Лиса: Да я вот услышала, что сегодня в библиотеке будет час экологии и тороплюсь изо всех лап! Хоть и хромаю. Хочу рассказать о своей беде и послушать полезные советы, как спасти свой лес! Фея Экология : А что это у тебя с лапкой? Лиса: Бегала я вчера по лесу и оступилась в ямку, а там пустая железная банка, вот я и лапку распорола. Спасибо доктору Айболиту, подлечил меня. Ну ладно, спасибо за внимание! Побегу дальше, а то опоздаю. Фея Экология: Лисонька, никуда тебе не надо бежать, ты уже на месте. Это у нас здесь сегодня экологический урок. Лиса: Ой, это же очень хорошо! Я как раз вовремя пожаловала (обращаясь ко всем). Друзья, что делать-то? Пропадем мы в таких местах! Прожила я в своем лесу много-много лет, но такого беспорядка как сейчас не видела. Люди загрязняют все сами: и озера, и леса, и луга, и поля. Вот, к примеру, моя подруга фрау Лиса из Германии говорит, что у них там все чисто-чисто. Все люди этой страны стараются не загрязнять природу. А у нас!? Моя японская подруга Лисася-Масяся, она в Токио живет, говорит, что у них там тоже порядок. Не знаю, не знаю! Если и дальше так продолжаться будет, то все живое на земле погибнет. А я умирать не хочу! (выкрикивает, топая ногой) Мне еще жить да жить! Я еще молодая совсем! Поэтому я бью тревогу! Я бью во все колокола: «Люди, берегите природу!» Ведущий: Ну, если уже животные бьют во все колокола, тогда не знаю, что и делать?! Фея Экология: Придумала! Всем нам нравится любоваться природой, дышать свежим воздухом. Всегда приятно отдохнуть от городской суеты и окунуться в мир красок и звуков, которые создала сама природа. Поэтому мы с вами отправимся сейчас на пикник! (слайд) Ведущий: Писатель Виталий Солоухин сказал: «Так же как птицы созданы летать, а рыбы жить в воде, так и человек создан жить среди природы и постоянно с ней общаться.» Игра – «пикник» (на доске прикрепляются карточки, на которых указаны действия на отдыхе: (ребята их зачитывают) Лицевая сторона карточки: - поедем на машине с прицепом - включим магнитофон - разведем костер - будем ловить рыбу - соберем ягоды - будем купаться - соберем букет цветов для мамы - будем играть в бадминтон - накроем стол - уберем мусор в укромное место Ведущий: Вы выбрали то, чем хотели бы заняться на отдыхе а, оказывается, вот что из этого вышло (дети зачитывают обратную сторону карточки) Обратная сторона карточки: -пролили мазут, сломали кустарники - создали шум - устроили пожар - вырвали землянику вместе с корнем - унесло по течению - уничтожили цветы - наступили на гнездо жаворонка - оставили мусор - загрязнили окружающую местность Ведущий: А теперь посмотрите вокруг себя! Вам понравилось, во что вы превратили лес?! Дети: Нет. Ведущий: Тогда давайте выработаем с вами правила поведения на природе (5 минут на размышление) Лиса: Ну, молодцы ребята! Если бы все люди так бережно относились к природе, то не было бы никакой проблемы. Ведущий: Теперь следующая игра «да – нет». Я буду говорить вам предложения, а вы, если согласны, хлопайте в ладоши, если нет, то топайте ногами: Можно загрязнять реки (нет) Заводы загрязняют воздух (да) Можно оставлять мусор в лесу (нет) Можно кормить птиц зимой (да) Нельзя мыть машину в реке (да) Нельзя разрушать муравейник (да) Нельзя рвать цветы в лесу (да) Можно разорять гнезда (нет) Нельзя выбрасывать отходы в реку (да) Нельзя поджигать лес (да) Нельзя приносить животных из леса (да) Нельзя вырубать леса (да) Фея Экология: Ты, человек, любя природу, Хоть иногда ее жалей! В увеселительных походах Не расточи ее полей. В вокзальной сутолоке века Ты оценить ее спеши. Она твой давний, добрый лекарь, Она – союзница души. Не жги ее напропалую И не исчерпывай до дна. И помни истину простую – Нас много, а она одна! Да, ребята, человек многое может! Он не только губитель природы, он может и должен быть ее садовником, ее лекарем. Мы привыкли, что дома у нас чисто, комфортно. Наш общий дом – природа, мир вокруг нас и мы должны поддерживать чистоту в своем доме. Этими проблемами и занимается наука «экология». А вы знаете, что слово «экос» произошло от греческого «дом», «жилище»… Лиса: Подождите, постойте! Пока я не забыла. Я хочу ребятам предложить такой конкурс «Составь загадку». Вот вам карточки, а на них слова. Ваша задача: составить загадку из слов и загадать ее команде-сопернице. 10 загадок: 1. Не зверь, не птица, а нос, как спица (комар) 2. Маленький шарик под лавкой шарит (мышь) 3. Днем спит, ночью летает и прохожих пугает (сова) 4. На шесте дворец, во дворце певец (скворец) 5. Скачет зверушка, не рот, а ловушка Попадут в ловушку и комар, и мушка (лягушка) 6. В серой шубке перьевой И в морозе он герой. Скачет, на лету резвится, Не орел, а все же птица (воробей) 7. Лежит веревка, шипит плутовка, Брать ее опасно, укусит, ясно. (змея) 8. Хозяин лесной, просыпается весной А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. (медведь) 9. Хожу в пушистой шубке, Живу в густом лесу, В дупле на старом дубе Орешки я грызу. (белка) 10. Не барашек и не кот Носит шубку круглый год. Шуба серая для лета, Для зимы другого цвета. (заяц) Лиса: Мы любим лес в любое время года Мы слышим речек медленную речь… Все это называется природа Давайте же всегда ее беречь! В лугах ромашки солнечного цвета, Такие, что светлей на свете жить… Природой называется все это Давайте же с природою дружить! Ведущий: Следующий конкурс называется «Смастери кормушку». Разделить ребят на команды из 4-5 человек. Задача: Используя ножницы, нитки, иглу смастерить из коробки птичью кормушку. У кого оригинальнее получится, та команда получит дополнительное очко – экорубли. На выполнение задания – 5 минут. После подведения итогов с ребятами проводится игра «Кто сказал?» Ведущий: Посмотрим, ребята, хорошо ли вы знаете, какие животные есть в природе? Сейчас мы с вами попробуем составить стихотворение. Я буду начинать, а вы продолжать, называя животное или птицу в рифму: 1. «Прекрасный день» – сказал… (олень, тюлень) 2. «Но дождь пойдет» – сказал… (енот, удод) 3. «Тут нет, мой друг» – сказал … (верблюд) 4. «Пойду в вагон» – ворчит … (питон) 5. «Не торопись» – сказала…(рысь) 6. «А я боюсь» – захныкал… (гусь) 7. «Ты всех смешишь» – сказала…(мышь) 8. «Игре конец» – сказал… (скворец) Ведущий: А сейчас я предлагаю отгадать кроссворд (кроссворд заранее подготовлен) Лиса: А можно я тоже поотгадываю с ребятами? Ведущий: Конечно, лисонька! По горизонтали: 1. Он в мундире ярком, шпоры для красы. Днем он забияка, поутру – часы (петух) 2. Всю ночь летает, мышей добывает, А станет светло, спать летит в дупло (сова) 3. Летит, пищит, тоненько звенит, Случай не упустит: сядет и укусит (комар) 4. Водяные мастера строят дом без топора, Дом из хвороста и тины – и плотину (бобры) 5. Красногрудый, чернокрылый Любит зернышки клевать. С первым снегом на рябине Он появится опять. (снегирь) 6. Хвост пушистый, мех золотистый В лесу живет, в деревне кур крадет? (лиса) Лиса: Неправда (обиженно). Не краду я кур! Ведущий: Скажите, какое слово получилось по вертикали? Правильно, «ПОМОГИ». А что оно означает? «Помоги» - это «крик» всего живого: птиц, растений, животных… Иногда, совсем не подумав, человек наносит огромный вред окружающей среде. Много разных зверей и птиц истребили люди: на одних слишком много охотились, другим не оставили клочка земли леса, где они могли бы жить, третьих – выловили хищники. Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими. Сведения о них занесены в Красную книгу.(показать) Ребята, а почему книгу назвали Красной? (ответы детей) Ведущий: Предлагаю провести необычный конкурс, на воображение, который позволит нам собрать необычную коллекцию картин. Почему необычный, спросите Вы? Потому что, я предлагаю создать ее из клякс и называется он «Кляксография». Да! Да! Сейчас вы возьмете по листку бумаги, на котором поставлены кляксы. Вы должны будете увидеть в них какое-то знакомое животное или птицу и дорисовать их. Итак, приступаем. На выполнение задания дается 3 минуты. (ребят делим на несколько групп). Группа самого необычного, а, главное, похожего на какое-нибудь животное рисунка награждается экорублями. Ведущий: В природе существует строгий порядок. Все в ней крепко-накрепко связано: и растения, и насекомые, и рыбы, и птицы, и звери. Лиса: А может быть эти законы несправедливы? Что если зайцам научиться лазать по деревьям, а утятам – квакать… Ведущий: И что же из этого получится? Помните, как у Корнея Чуковского в его знаменитой «Путанице». Представьте, что нечто похожее произошло у нас, только перепутались литературные произведения. (Конкурс «Путаница» проводит ведущий) Задание: после прослушивания вы должны будете назвать автора произведений и названия самих произведений, которые перепутались: Вдруг откуда-то летит Маленький комарик, И в руках его горит Маленький фонарик. (муха-цокотуха) Он рычит и кричит, И усами шевелит. …погодите, не спешите Я вас мигом проглочу, Проглочу, проглочу не помилую! Звери задрожали, В обморок упали. (тараканище) А от бешеной мочалки, Я помчался как от палки, А она за мною мчится И кусает как волчица. (мойдодыр) Испугалась коза Растопырила глаза. Что такое? Почему? Ничего я не пойму. (Федорино горе) Правильно, все эти книги написал для вас Корней Чуковский. Лиса: Нас в любое время года Учит мудрая природа! Птицы учат пению, Паучок терпению, Пчелы в поле и в саду Обучают нас труду! Что к тому же в их труде Все по справедливости. Фея Экология: Отражение в воде Учит нас правдивости, Учит снег нас чистоте, Учит солнце доброте, И при всей огромности Обучает скромности. У природы круглый год Обучаться нужно Нас деревья всех пород, Весь большой лесной народ Учат крепкой дружбе! Ведущий: Ребята, а теперь посмотрим, у кого больше всех экорублей? (награждение победителей, вручение призов. Ведущий и Лиса проводят обзор у выставки «Мир вокруг нас» Заключение: Фея Экология: Пусть всегда будут реки! Лиса: Пусть всегда будет рыба! Фея Экология : Пусть всегда будет море! Лиса: А в пустыне верблюд! Фея Экология: Пусть всегда будут рощи! Лиса: Пусть всегда будут птицы! Ведущий: Пусть в тайге будут звери, а у дома цветы! Лиса: Пусть всегда будут люди! Пусть всегда будут дети! Фея Экология: Пусть всегда в чистом небе Будет солнце светить! Составитель: Байсарина М. Т. |